Символ счастья
– Куклы – мои детские нереализованные мечты, – признается Адаменко. – Все началось в далеком детстве с новогодней елки в бабушкином доме. Из коробки с елочными украшениями она достала и повесила на елку балерину из ваты с расписанным личиком, в мерцающей пачке, на пуантах. С тех пор эта балерина стала для меня символом счастья. Мы с бабушкой сделали своими руками массу таких же балерин и еще много других кукол. С тех пор моя любовь к ручному творчеству стала непреходящей.
В 2007‑м Татьяна прошла обучение в филиале школы кукольного дизайна при Санкт-Петербургском объединении кукольников у художника Александра Лузанова.
– Он дал мне главное – научил не бояться материала, не бояться экспериментировать, – продолжает Татьяна. – Я вернулась домой и начала заниматься созданием авторской коллекционной куклы профессионально.
И уже через год камышанка стала участником выставки-конкурса «Сказки Гофмана», которая проходила в Санкт-Петербурге. Успех был таким ошеломляющим, что в этом же году состоялась ее персональная выставка, затем вторая. Татьяна Адаменко стала участником, дипломантом и призером не только городских, региональных выставок и фестивалей, но и международных.
Ее работы постоянно «поселились» в галерее «Пространство кукол» в Москве, в арт-галерее «Феникс» в Саратове, в десятках частных коллекций по всему миру. Примечательно: 90 процентов ее кукол – это ангелы. Девочки, мальчики, девушки, юноши с крылышками за спиной. А еще у многих ангелов есть... сачок для ловли звезд.
Как приходят куклы
Идеи для создания моих ангелочков рождает вдохновение. Его приносит каждый новый день. Эмоции, события, переживания.
– Кроме кукол, я обожаю путешествовать. Еду повсюду, куда удается, – делится моя героиня, – по городам и весям. И возвращаюсь домой с новыми впечатлениями. У меня всегда с собой блокнот, чтобы моментально, когда вдруг родился новый типаж куклы, зарисовать его. Кукол я не придумываю, они «приходят» ко мне сами собой. Словно спускаются из космоса. Со своими ангелочками общаюсь, как с живыми. А фантазия моя неисчерпаема.
Сначала рождается образ. Дальше самое трудоемкое – изготовление каркаса и лепка. Татьяна использует холодные пластики. На материалах для работы никогда не экономит. Точно так же и с костюмами для кукол: берет только лучшее. Сев за рабочий стол, взяв в руки проволоку для каркаса, глину для лепки или кружева для костюма, по ее признанию, забывает обо всем: от времени суток до неотложных дел.
– Над каждой своей куклой колдую не меньше недели: долепливаю, «шлифую», расписываю. Но самое приятное – это костюм и декор. О, как я это люблю! У меня метры кружев, коробки с тканями, лентами, мехами и прочими «сокровищами». Во время работы слушаю танго и фокстроты 30‑40‑х годов под шипение патефонной иглы, французский шансон, фаду Сезарии Эворы. А еще включаю аудиокниги или записи лекций.
Татьяну то и дело просят изготовить куклы на заказ – прообразы своих начальников, депутатов, высоких чиновников, олигархов. Готовы платить любые деньги.
– Но насиловать свою душу я не могу. Для меня важно, чтобы работа приносила радость. Мои ангелочки – как зов души, – говорит мастерица.
Сейчас Татьяна Адаменко формирует новую большую коллекцию кукол для осеннего Международного салона в Москве и готовится к своей очередной персональной выставке, которая, как всегда, будет радовать посетителей и приносить им удачу.
Тамара Проскурякова. © Фото ИД "Волгоградская правда" / Тамара Проскурякова