Михаил Казиник: «Классическая музыка формирует мозги»

Михаил Казиник: «Классическая музыка формирует мозги»
Фото: vv-34.ru

7 ноября в Волгограде с единственным концертом выступит Михаил Казиник – «человек Возрождения», чьи ипостаси можно перечислять долго. Скрипач, культуролог, педагог, но прежде всего – философ и артист, который вот уже 50 лет страстно проповедует искусство. Раскрывает Баха как предтечу Эйнштейна, выдает тайны, сокрытые в полотнах Рембрандта, и коды, зашифрованные в стихах Пушкина. Цель всех этих открытий – настроить «приемник» человеческого восприятия на волну гениев классики.

 

Все нобелевские лауреаты слушали в детстве классику

 

? Михаил Семенович, классиков живописи или литературы куда легче воспринять, чем гениальных композиторов прошлого. Их музыка в понимании большинства людей тяжела и непонятна. Но именно ей вы уделяете основное внимание в своих выступлениях. Как можно упростить восприятие классической музыки?

 

– Я не рассказываю ни анекдотов, ни шуток, не пытаюсь упростить восприятие музыки. Моя задача – духовно настроить человека на ту волну, на то излучение, которое исходит от творений искусства. Поэтому я могу перед музыкой Баха говорить, например, об Эйнштейне. Эйнштейн жить не мог без Баха и Моцарта. Их музыка это не просто результат вдохновения, она математически высчитана, структурирована. Недаром Бах подчеркивает пером мысль в книге (этой книгой была работа Лейбница), что музыка – это скрытое арифметическое действие. Возьмите любое классическое музыкальное произведение, и вы не найдете там ни одной лишней, неоправданной ноты.

 

У того же Баха (а я раскрываю своим слушателям основные шифры его произведений) в музыке сокрыты тайны мироздания, весь Ветхий и Новый Завет, все формулы научных знаний и тайные коды открытий будущего. Это такая бездна знаний!

 

? Вы рассказывали, что нобелевские лауреаты, с которыми вы беседовали, тоже говорили о влиянии классики на их достижения…

 

– Да, такая возможность представилась, когда меня назначили музыкальным экспертом Нобелевского концерта. За день до вручения премии для всех номинантов проводится концерт, в котором я являюсь ведущим. Я рассказываю о музыке, которую сейчас будут играть. Попутно я всегда спрашиваю присутствующих о детстве, об искусстве в их жизни. И вдруг выясняется, что у всех нобелевских номинантов в детстве была великая музыка.

 

И это неудивительно! Классическая музыка формирует, структурирует мозги, она содержит в себе вселенские структуры.

 

Еще один пример – Бетховен, композитор, пораженный глухотой. Парадокс: чем хуже Бетховен слышал, тем лучше музыку он писал. Значит, дело не в ушах, не в физическом слухе, а в слышании музыки небесных сфер.

 

Человеческий организм – это огромный, величайший в мире резонатор космической гармонии и энергии прекрасного. Важно, чтобы резонатор был правильно настроен.

 

Культура избавит от лекарств

 

? Михаил Семенович, этим летом вы выступили в Совете Федерации с призывом обратить внимание на культуру и не просто увеличить дотации в этой сфере, но сделать ее первой, главной в вопросах госфинансирования. Вы объясняли, что ставка на культуру в разы сократит экономические расходы на все остальное, включая медицину и борьбу с криминалом. Вы искренне верили, что сенаторы вас услышат и последуют вашему призыву?

 

– Не совсем так. Я знал, что это выступление будет растиражировано, и воспользовался этим, чтобы донести свои мысли до новой аудитории.

 

Сама возможность выступить в Совете Федерации подвернулась случайно. Мои друзья и поклонники Греф и Варданян пригласили меня на экономический форум в Санкт-Петербурге, я говорил там о том, как на экономику повлияет развитие культуры, если ею действительно заниматься. После форума был банкет, на котором я оказался рядом с Валентиной Матвиенко. Я рассказал ей историю про дельфинов, про попытку наладить с ними контакт через музыку, про мое участие в уникальном научном проекте. Ей это страшно понравилось, и она пригласила меня выступить в Совете Федерации с этой историей. Я ответил, что только ради дельфинов не пойду, мол, дайте мне еще 15 минут. Она позвонила, с кем-то переговорила и дала согласие.

 

? Объясните, каким образом увеличение расходов на культуру сэкономит траты на медицину?

 

– Люди, причастные к большому искусству, гармоничнее, здоровее других. Если взять для оценки всех великих скрипачей, то оказывается, что все они пережили 90-летний рубеж.

 

«Я не хочу тратить жизнь на ахинею»

 

? Классика – это явление давно минувших дней? Для нового времени она уже не актуальна?

 

– Классика – это то, что проверено временем. В XX–XXI веках есть потрясающие композиторы: Гия Канчели в Грузии, Валентин Сильверстов в Киеве, наша одесская Лера Ауэрбах в Америке, плюс ряд московских композиторов. Но только время, расстояние покажут, нужны ли были их идеи, эмоции последующим поколениям. Для того чтобы поставить их в один ряд с Бахом, Моцартом, Бетховеном, нужно время.

 

? Есть ли в современном музыкальном попсовом мире группы или отдельные исполнители, которые достойны уважения?

 

– Мой ответ очень субъективен. Попса – это не музыка, это такое заполнение социального досуга. У меня не так велика жизнь, даже если я проживу 90 лет, чтобы тратить ее на ахинею.

 

Музыка – это гармония, это великие музыкальные формы, это гениальные божественные структуры.

 

А попса была всегда – песнюльки, танцульки для неграмотных крестьян. Когда-то Толстой играл крестьянам «Лунную сонату», плакал сам от восторга. Спрашивает крестьян: «Вам нравится?» – «Нет! Ты учил нас говорить правду – нисколько не нравится». – «Почему?» – «Потому что мелодия непонятная, петь неудобно и сплясать под нее нельзя». Вот вам ответ на все времена.

 

Когда возникает проблема отцов и детей? Когда мать плачет, слыша Аллу Пугачеву, – потому что это музыка ее молодости, а дочь совершенно этого не понимает, потому что, по ее мнению, звезда на все времена – Леди Гага.

 

Если же они обе склонились над Бахом, то никакого конфликта не будет: Бах вне времени. У них будут одни и те же ценности.

 

«Мне повезло с учителями и родителями»

 

? В своих лекциях, во время концертов вы демонстрируете такую многогранность, оперируете таким количеством фактов, что становится непонятно: как физически можно было вместить в себя такой объем знаний?

 

– Мне повезло с учителями и родителями. Я родился в уникальном городе Витебске. Это был город русско-еврейско-польско-литовской интеллигенции, город Шагала, Малевича, Соллертинского (выдающегося музыкального и театрального критика XX века), Лагина (который написал «Старика Хоттабыча»). В нашей школе учителя называли нас на «вы», рассказывали очень интересные вещи и не столько проверяли, умные ли мы, сколько: интересно ли нам. Если интересно, значит, мы запомним это на всю жизнь, и эти знания нам пригодятся.

 

Во времена моего детства были живы те, кто лично был знаком с Соллертинским, Шагалом, сама атмосфера была еще жива.

 

Мои родители, будучи воспитаны так же, передали мне любовь к театру, музыке и поэзии. Они каждый год возили меня на фестиваль классической музыки в Прибалтику. Это чуть ли не самые яркие воспоминания моего детства. Мой дедушка в 86 лет читал мне на память «Короля Лира».

 

Я очень рано встретил замечательных людей, и все они на меня влияли. Все они привнесли в мою жизнь не только знания, но и отношение к ним, умение применять.

 

Биографическая СПРАВКА:

 

Михаил Казиник родился в Ленинграде в 1951 году, но все детство и юность, вплоть до окончания школы, провел в Витебске. Скрипач и поэт, уже в 15 лет начал читать лекции по искусству. В советское время стал известным музыковедом.

 

После событий августа 1991 года получил шведское гражданство, сохранив и белорусское. Постоянно гастролирует по России, Европе и США с лекциями, концертами и моноспектаклями. В 2000-х годах написал две книги о тайнах гениев, снял 60 фильмов по искусству и записал порядка полутора тысяч передач, которые транслировались и продолжают выходить в эфир на радио «Орфей», «Серебряный дождь», «Голос России».

 

С 2004 года является музыкальным экспертом Нобелевского концерта. Примерно в те же годы становится членом Международной комиссии по искусству, создает собственную образовательную систему и начинает основывать свои школы в Европе и России.

 

? С 1991 года у вас появилось второе гражданство – шведское. Почему вы выбрали для жизни именно Швецию?

 

– В 1991 году я был на очередных гастролях в этой стране. И вдруг во время моих выступлений говорят: «А у вас в стране путч». Я ужасно рассердился и согласился подписать длительный контракт, который мне давно уже предлагали. С тех пор прошло 26 лет.

 

Россия по-прежнему моя страна, русский – мой родной язык. Но в Швеции меня держит несколько обстоятельств. Там совершенно на другом уровне, нежели в России, развито отношение к искусству. В городе с 90-тысячным населением три концертных зала заполнены до предела. В то время как в России в миллионных городах зала на 500 мест хватает с головой.

 

В Швеции, при том что 98 % населения являются неверующими, практически все воспитываются с детства на музыке, звучащей в храмах. А там звучат произведения Баха, Генделя…

 

В Швеции мои фильмы об искусстве показывали в прайм-тайм в субботу и демонстрировали уже не раз. В России эти же фильмы показывали единожды, причем в час ночи с воскресенья на понедельник. А когда люди стали возмущаться, то время сдвинули на три часа ночи.

 

? Почему, по-вашему, страна с таким мощным культурным наследием пришла к таким «попсовым» результатам? Какой ответ-утешение вы находите?

 

– Мой ответ – это создание собственной школы, которая является абсолютной альтернативой существующей образовательной системе. Нужно растить новое поколение, воспитывать его совершенно иначе.

 

Я создал эту школу 10 лет назад. В России такие школы организованы в трех городах – Тюмени, Челябинске и Белгороде. В Европе их гораздо больше, вся Литва, к примеру, работает сейчас только по моей системе.

 

Это школа ассоциативного мышления, где все понятия и знания взаимосвязаны. Нельзя, например, изучать на одном уроке историю Франции, а на другом – географию Африки, или наоборот. Если вы изучаете историю Франции, то на географии вы тоже должны изучать Францию. И французскую музыку, французскую поэзию, живопись.

 

Причем как изучать? Сегодня, когда благодаря Интернету в доме у каждого ученика сокровищница мировых знаний, учитель уже не имеет права рассказывать предмет узко, по учебнику. У учителя должны быть развиты эстетическое чувство, умение парадоксально мыслить, доносить информацию. Чтобы тебя слушали, тебе верили.

 

В результате дети получают тот же набор знаний, предметов, что и в обычных школах. Но это другие дети – добрые, остроумные, имеющие свой взгляд на мир, эстетически образованные, качественно образованные. Своими школами я хочу создать маленький противовес тому, что творится сейчас в мире, в частности в России.

 

Нашумевший рассказ Михаила Казиника о дельфинах

 

Два знаменитых ученых Николь и Александр Гратовски пригласили меня на очень интересный проект, в котором задумали совершить контакт с цивилизацией дельфинов. Они давно изучают их и пришли к убеждению, что дельфины – это не особый разум, а великая цивилизация, у которой давно есть Интернет. Например, один дельфин за 500 км может отправить любовное сообщение дельфинихе в стае. И она будет прыгать от радости, в то время как другие ничего не поймут. Но тот же дельфин может сообщить всем дельфинам, что он ее любит. Тогда все остальные тоже запрыгают. То есть то, что люди изобрели сейчас, у дельфинов существует давно, от природы. Поэтому им трудно с нами общаться, они считают нас более молодой цивилизацией, нам нужно наладить контакт. И вот Гратовски это делают.

 

В тот день, когда весь мир собирался погибнуть, потому что кончился календарь майя, мы вышли в открытое море. Вокруг нашей шхуны собралось десять тысяч дельфинов, они вылезали из воды и приветствовали нас. В это трудно поверить!

 

И вдруг – досадная глупость – для съемки с воздуха подключили специальный дрон, который, как птица войны, затрещал и стал носиться над дельфинами, распугав всех. Чего только ни делали Гратовски, чтобы вернуть дельфинов: опускались под воду, издавали какие-то звуки – бесполезно. А потом сказали мне: «Миша, дельфины древнее нас. Есть только одна возможность вернуть их – поиграй им музыку древних цивилизаций».

 

Никогда я не играл такого концерта! Я не могу вам передать, какую энергию я получил: меня слушали десять тысяч дельфинов, из-за которых моря не видно было! Знаете, сколько времени понадобилось, чтобы вернуть стаю? Всего три минуты!

 

Юлия Казанджан

 
По теме
Орден Мужества для олимповца из Антиповки - Сетевое издание Уезд. Вести Камышинского района   Сегодня в Центре патриотического воспитания имени А. П. Маресьева были вручены Ордена Мужества родственникам троих погибших в ходе СВО героев.
Сетевое издание Уезд. Вести Камышинского района