Мюзикл почти весь состоит из хитов: «Я построю маяк до неба», «Не такая как все», «Форма белая отутюжена», само собой «Пена да вода» - они звучат с первой же сцены в портовой таверне до самого финала на морском пирсе, и это залог успеха. Музыка Дунаевского, народного артиста России, чьи песни мы слышали во множестве культовых российских кино- и мультфильмов, действительно чудесна.
Однако авторы либретто Михаил Бартенев и Андрей Усачев сделали более жесткой романтическую сказку Александра Грина. Герои мюзикла живут в куда более циничном мире, чем в книжке. На сцене нет старого замка, где рос Грей, нет таинственного леса, где девочка Ассоль встречает Эгля. Есть блики набегающих на берег волн, есть лунная дорожка на море до самого горизонта – эта прекрасная свободная стихия ожила благодаря видеопроекции.
Талантливый художник-сценограф Алексей Михальчев построил сложную деревянную конструкцию, огромный трансформер. Движение поворотного круга сцены превращало его то в высокий причал, то в палубу корабля. При необходимости ожившая сценическая конструкция воплощала стену пивнушки, башню маяка, даже тюремную камеру. Но воздержусь от спойлера: каким образом в финале под бурные аплодисменты зрителей на сцене появится яхта с алыми парусами, лучше видеть своими глазами.
Александр Грин работал над своими «Алыми парусами» в трагическое голодное и смертельное время -- когда отчаянно хотелось великой сказки о сбывающихся мечтах. В мюзикле больше приземленной современности -- его населяют жители рыбацкого поселка с довольно грубыми нравами и случайные гости. Их волнуют вполне себе прагматичные ценности, и кроме этого никто ни во что не верит. Даже местный священник в исполнении сурового Игоря Шумского впал в отчаянье. Даже Лонгрен (темпераментный Леонид Маркин) начал выпивать и осуждает Ассоль (ее в очередь играют Валерия Головкина и Яна Савельева) за «пустые мечты».
Причем герои со «стороны тьмы» даже по-своему симпатичны. Довольно много сцен у сына «убитого» Лонгреном трактирщика, Меннерса-младшего - его играет Максим Сытин. И эти горячечные нервные эпизоды, где он объясняется Ассоль в безнадежной любви (хочешь, все брошу к твоим ногами, хочешь, стану еще богаче, хочешь, зови меня Греем), наверняка заставят обмереть девочек-подростков.
Кстати, порадовало, что текст в мюзикле добротный, порой цепляет не меньше, чем музыка, в нем есть и яркие образы, и смысл, что не далеко не всегда бывает в таких постановках. Отчасти и поэтому запоминаются арии Грея, роль которого почти эпизодическая (он ненадолго появится в первом акте, а затем приплывет к финалу). Актеру Александру Куприну, превосходно исполняющему Грея, нужна была такая концентрация чувств – одновременно тоски и надежды, чтобы зрители ему поверили. И они поверили сразу – да, действительно, это тот самый капитан, герой, который «срывался как капля с лезвия, / Словно знал за собой вину,/ То в тоску, то в любовь нетрезвую,/ То в бессмысленную войну», пока наконец не нашел свою жемчужину.
Грей, как и Ассоль, в этой модерновой сказке были очень близки к краху всех надежд. Один мимолетный взгляд, а потом одно короткое мгновение решили все. Мы и глазом моргнуть не успели, как эти двое оказались в объятиях друг друга, без малейшего развития любовной истории. Видимо, режиссерский замысел постановщика заслуженного артиста России Александра Кутявина состоял как раз в том, что «в любви не бывает рано».
Самый лирически-стойкий персонаж – это то ли волшебник, то ли бродяга Эгль – Роман Байлов, с ним связаны удивительно красивые мгновения спектакля, и это одна из удач постановки. Роли главных героев в детстве исполняли очень юные артисты 11-12 лет – ученики Детской школы искусств «Воскресение», причем старались всерьез без всяких скидок на возраст, что стало самым трогательным впечатлением от премьеры.
Финал стал общим праздником – и в мощном хоре, завершающем мюзикл, и в ликовании зрительного зала, бурно благодарившего артистов этой очевидно успешной премьеры. Но было бы нечестно не упомянуть и проблему -- мне как зрителю очень хотелось бы, чтобы театру наконец помогли обзавестись собственной нормальной звуковой аппаратурой, работающей без огрехов. Будем на это надеяться, ведь это не то что смотреть в даль в ожидании парусов -- мечта самая что ни на есть реальная.
Юлия Гречухина Фото © ИД «Волгоградская правда» / Кирилл Брага