Волгоградка собрала необычную коллекцию автографов

Волгоградка собрала необычную коллекцию автографов
Волгоградка собрала необычную коллекцию автографов
Волгоградка собрала необычную коллекцию автографов
Волгоградка собрала необычную коллекцию автографов
Волгоградка собрала необычную коллекцию автографов
Волгоградка собрала необычную коллекцию автографов
Волгоградка собрала необычную коллекцию автографов
Волгоградка собрала необычную коллекцию автографов
Волгоградка собрала необычную коллекцию автографов
Фото: vpravda.ru
Объемистая записная книжка бережно хранится дома у Зои Абрамовны Финкельштейн. А там – десятки автографов советских и западных кинозвезд. Жительница Волгограда – страстный фанат кино, она собирала их много лет. Котеночкин и Лотяну, Ливанов и Гафт, кроме своих обычных подписей, делали на страницах этого блокнота забавные рисуночки. Спасительный экран

Первый восторг от встречи с кинематографом Зоя испытала в 5 лет. Несмотря на то что фильм был немой, она влюбилась в него с первого взгляда на экран.

– А еще ясно стоит перед глазами картина: холодное помещение бывшего костела, еле‑еле прогреваемое железной печкой в углу. Мы сидим, закутанные в пальто и платки, и с упоением смотрим трофейные фильмы. Например, « Мост Ватерлоо».

После войны продолжался голод  – в день полагалось 450 граммов хлеба, но об этом зрители забывали в те минуты, когда в зале гас свет и на экране пробегали первые титры . Кино в то тяжелейшее время было великим утешителем, вспоминает Зоя Абрамовна.

Завтрак на траве

Она и сейчас предана кино. С 1991 года Зоя Абрамовна побывала на всех «Кинотаврах», с 1961‑го – на всех международных московских кинофестивалях . Зоя Финкельштейн долгое время работала в сфере пропаганды киноискусства – в народном университете, областном управлении кинофикации, бюро пропаганды киноискусства Поволжья, областном киновидеоцентре. Не счесть актеров и режиссеров, которые по ее приглашению приезжали в Волгоград и для которых она организовывала встречи со зрителями и показы фильмов.

Благодаря этому постепенно пополнялась и коллекция автографов:

– Я завела специальную книжку и просила моих гостей оставлять там не просто росчерк, но и рисуночек на память. Большинство откликались.

Очень часто и с гордостью Зоя Абрамовна показывает автограф кинорежиссера Григория Чухрая. Он много раз приезжал в Волгоград не только представлять свои фильмы, но и на встречи с однополчанами . Энергичная и хлебосольная Зоя Абрамовна катала его на яхте, возила за Волгу и даже устроила знаменитости дружеский завтрак на траве.

– У нас с ним сложились какие‑то особенно теплые отношения. Совсем молодым парнем он, десантник, принимал участие в Сталинградской битве . Здесь получил первое ранение в ногу. А его фильм «Баллада о солдате» я считаю лучшим о том военном поколении. Неслучайно на автографе он изобразил себя в военной форме, но вместо погон – кусочек кинопленки.

Отношения с режиссером у Финкельштейн были доверительными. Он рассказывал ей такие тяжелые подробности сталинградского сражения, которые она и сейчас не решается повторить «для печати».

Голос Робинзона

Забавный случай на зрительской встрече был со Станиславом Говорухиным , который тогда снял «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» . После фильма один мальчишка строго задал вопрос : «А почему Куравлев у вас говорит не своим голосом?» Режиссер чуть не упал со стула, но ведь действительно Леонида Куравлева , игравшего Робинзона, озвучивал Алексей Консовский .

Приезжих звезд надо было чем‑то занимать в свободное время.

– Уха и пироги – само собой. А иногда и стопочку, если это приличный мужик, как Георгий Жженов .

А вот Вию Артмане она возила в закрытый город Капустин Яр . Застолье было знатное, с кинозвездой уважительно общались генералы. Вечер запомнился пением романсов и задушевной беседой. Актриса поражала красотой . Свои наряды она привозила аккуратно упакованными на вешалках, что тогда всех удивляло.

Валентин Гафт , известный своими блистательными эпиграммами, и для Зои Абрамовны оставил шутливый автограф : «Рисовать я не умею, получился Плятт. Потренируюсь – нарисую». Я спросила у Зои Абрамовны, правда ли, что у Гафта характер непростой, тяжелый.

– Да ничего похожего! Воспитаннейший, интеллигентный человек . Работал прекрасно, остроумно, с великолепным юмором.

Чем талантливее артист, тем, по мнению Зои Абрамовны, он меньше склонен к капризам , и у организаторов с ними никакой головной боли. Но с теми, у кого нереализованные амбиции, как раз случались проблемы.

– Одного своего гостя я вспоминаю с нехорошей стороны. Не хочу называть его фамилию. Он был недоволен буквально всем – и зал в Доме Союзов плох, и микрофон не тот, его раздражало и то, и это. А ведь тогда он был сравнительно мало известен в стране, на улицах его не узнавали, что не помешало предъявлять ворох претензий.

А вот Владимир Гостюхин , который проводил одну из своих первых зрительских встреч в Волгограде, выходя на сцену, где показывали отрывки из его фильмов, был так искренне настроен и так волновался, что слезы стояли в глазах.

Ночь с Кайдановским

Автограф и автопортрет несколько взъерошенного Александра Кайдановского появились в заветной книжке, когда Зоя Абрамовна провожала артиста – незабываемого Сталкера из одноименного фильма Тарковского  – в аэропорту. Погода была нелетной, пришлось ждать самолет целую ночь.

Популярные советские артисты, чьи фильмы смотрели миллионы кинозрителей, приезжали в провинциальный Волгоград, конечно, на заработки. Гонорар за одну творческую встречу 150 рублей для актера или актрисы, которые находились в простое, был очень важен. На это намекнул в своем автографе Михаил Кононов , полюбившийся зрителям учитель Нестор Петрович Северов из фильма «Большая перемена». «А я оторванный листок, куда паду – мой уголок»,  – написал он, нарисовав падающий лист дерева. 1990 е годы были для замечательного актера кризисным временем . Он редко снимался, ему пришлось продать московскую квартиру и уехать в деревню. По некоторым публикациям известно, что во время последней болезни у него даже не было денег, чтобы купить нужные лекарства.

– Трагические обстоятельства складывались у многих актеров в 90‑е, когда не снимались фильмы и профессионалы сидели без работы, – вспоминает Зоя Абрамовна. – У деятелей кино всегда огромный интерес вызывал наш город – все хотели приехать и побывать на Мамаевом кургане, – рассказывает она.

Зое Финкельштейн выпало встретиться с гораздо большим количеством деятелей кино, чем собралось автографов в ее коллекции. Но ни тех ни других она никогда не считала.

Памятные росчерки

Чебурашку нарисовал Василий Ливанов , который озвучивал Крокодила Гену в известном мультфильме.

Режиссер Эмиль Лотяну в шутку изобразил похожую на шарж сцену из своего гремевшего тогда фильма «Табор уходит в небо».

Режиссер Леонид Попов набросал «карту» Земли Санникова  – так назывался суперпопулярный в то время советский кинохит, где благородного офицера Крестовского играл Олег Даль.

А Вячеслав Шалевич шутливо пообещал Зое Финкельштейн блат в театре Вахтангова.

Юлия Гречухина. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Кирилл Брага.
 
По теме
Увеличить - Сайт центров соцзащиты населения На территории Волгоградской области с 01 апреля 2024 г. стартует областная акция по благоустройству родного края "Семейный зеленый десант" (далее - Акция).
Сайт центров соцзащиты населения