«Мы занимаемся историей материальной культуры кочевых народов, населявших территорию евразийских степей, в том числе и Нижнее Поволжье. Уже в IV тысячелетии до н.э., т.е. в эпоху ранней бронзы древние скотоводы, относящиеся к индоевропейской группе народов, осваивают южную часть Волго-Донского междуречья. Их привлекали здесь, прежде всего, обильные корма для скота, сочное разнотравье, произраставшее по берегам и в широких поймах двух небольших степных речек – Аксая Есауловского и Аксая Курмоярского.
Богатая кормовая база этой территории, вероятно, служила и предметом распрей, и даже открытых военных столкновений, – рассказывает Александр Николаевич Дьяченко, руководитель археологической экспедиции ВолГУ. – О тех порой весьма драматических событиях свидетельствуют многочисленные погребальные памятники – курганы, немые свидетели жизни и смерти древних скотоводов. На основании изучения этих археологических объектов, деталей обряда подкурганных захоронений, а также предметов материальной культуры мы устанавливаем связи с теми или иными регионами, с которыми Великая степь контактировала – Центральной Азией, Северным Кавказом, Закавказьем».
В этом году археологи ВолГУ успели раскопать два кургана, относящиеся к более позднему времени – раннему железному веку. В одном из них (курган № 7 могильника Ковалевка III), датирующимся раннесарматским временем (II-I вв. до н.э.), было обнаружено весьма необычное погребение.
«Очень нестандартный обряд захоронения, раньше мы ничего подобного не встречали. Погребение сарматское, совершено в двойной катакомбе. Обычно сарматы хоронили своих умерших в простой грунтовой яме, иногда устраивали подбой в боковой стенке могилы. Но в нашем случае подбои располагались в двух противоположных частях могильной ямы, в них находились два погребенных человека. Нам и раньше иногда встречались парные погребения, чаще – мужчина и женщина, иногда – женщина и ребенок или мужчина и ребенок. В этом же погребении мы обнаружили скелеты двух мужчин: один помладше, другой постарше. Причем, ориентированы они были в одну сторону – южную. Оба – воины и, возможно, умерли в одно и то же время», – говорит Александр Дьяченко. – Более старшего мужчину сопровождали предметы воинской атрибутики: наконечники железных стрел, когда-то помещенные в колчан; вдоль правого бедра лежал меч – акинак, с прямым перекрестием и кольцевым навершием. Помимо предметов вооружения, возле умершего находились типично утилитарные вещи – нож рядом с останками овцы, гончарный кувшин, костяная проколка. Около левой ноги этого воина найдена довольно интересная ажурная бронзовая пряжка. Под слоем окислов на ней угадываются очертания каких-то животных, возможно, из семейства кошачьих хищников. Известно, что некоторые представители кошачьих (львы, леопарды) являлись тотемными животными у сарматов. Они, вероятно, должны были ассоциироваться с мужественностью, силой и безоглядной смелостью».
Изучая погребальный ритуал древнего населения региона и сопровождающие артефакты, археологи проводят сравнение с материалами других курганных могильников и таким образом определяют направление и динамику этнокультурных связей.
«Нами установлено, – продолжает Александр Николаевич, – что во II-I вв. до н.э. на территории южной части Волго-Донского междуречья (современные Октябрьский и Котельниковский районы) обитало какое-то локальное образование кочевников-саматов, имеющее некие культурные связи с Северным Предкавказьем и которое в течение длительного времени контролировало важнейшую транзитную зону в этой части степной Евразии. О возможных связях с Северным Кавказом может свидетельствовать обнаруженная нами керамическая посуда в упомянутом воинском захоронении.
Эти связи определяются по способу формовки сосудов, составу глины и ее специфическим примесям. Возможно и найденные изделия из металла также имеют отношение к северокавказским металлургическим центрам, но для полной уверенности в этом требуется специальное металлографическое исследование».
Все найденные в курганах у села Ковалевка находки студентам-историкам довелось и посмотреть, и потрогать. Благодаря учебной практике они смогли по-настоящему прикоснуться к прошлому. Раскапывая древние курганы, парни от усердия ломали лопаты, девчонки ломали ногти, но им было все равно интересно, что же ждет их глубже…
С практики ребята уезжали со слезами на глазах. Ведь и полевая работа, и степная природа сближают, а воспоминания звездного неба и легенд у ночного костра – это то, что останется в памяти навсегда, как и любовь к археологии.
Ольга Редкозубова