Сегодня, 8 ноября Православная Церковь совершает Воспоминание великого и страшного землетрясения, бывшего в Царьграде.
Это событие произошло в 740-м году. До этого времени Константинополь трясло не раз. Толчки были порою такой силы, что люди покидали город, скрываясь на равнинны местах за его стенами. Так почему же именно это стихийное бедствие не просто осталось в памяти народа, а вошло в церковный календарь, стало не фактом истории, но православным праздником? Все дело в политическом и историческом контексте.
Середина 8 века – это время тяжелейших гонения на православных, со стороны иконоборцев. Эпоха императора Льва Третьего Исавра, по повелению которого из церквей выносили иконы, реликвии, святыни и предавали их огню, потоплению или рубке. Огромное количество поразительных и редких фресок, были уничтожено тогда. И когда еретичествующий Царьград тряхануло так, что пали даже тяжелейшие стены Феодосия, многие увидели в этом знак Божий, перст судьбы.
Жители столицы начали молится. Говорят, что остановить чудовищные колебания земли удалось только благодаря некому мальчику, которому явились Ангелы небесные, прославлявшие Бога словами «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертый». Люди стали повторять слова ангельской молитвы, прибавляя «Помилуй нас!». Землетрясение стихло, а через несколько месяцев император, гнавший Святую Церковь и православных исповедников веры – умер.
Стечение этих не случайных обстоятельств заставило тогда задуматься многих. В память об этом избавлении появились тропарь и кондак, а само событие стало частью молитвенной памяти Церкви.
Тропарь, глас 8
Призира́яй на зе́млю и творя́й ю́ трясти́ся,/ изба́ви ны стра́шнаго тру́са преще́ния, Христе́ Бо́же наш,// и низпосли́ нам бога́тыя ми́лости Твоя́ моли́твами Богоро́дицы, и спаси́ ны.
Кондак, глас 6
Изба́ви тру́са тя́жкаго всех нас, Го́споди,/ и я́звы нестерпи́мыя грех ра́ди на́ших./ Пощади́, Го́споди, правосла́вныя лю́ди Твоя́,/ я́же стяжа́л еси́ Твое́ю Кро́вию, Влады́ко;/ и град не преда́ждь в поги́бель тру́сом стра́шным,/ ино́го бо, ра́зве Тебе́, Бо́га не ве́мы./ И воззови́ пою́щим:// Аз есмь с ва́ми, и никто́же на вы.