6 августа (24 июля по ст. стилю) Церковь чтит память благоверных князей – страстотерпцев Бориса и Глеба (в крещении Романа и Давида) – первых святых , канонизированных Русской Православной Церковью, ставших небесными покровителями русских князей и всей Русской земли.
Борис и Глеб были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира Киевского. Их жизнь пришлась на время междоусобных войн начала XI века.
По одним источникам, мать их была родом из болгар, по другим — их считают сыновьями византийской царевны Анны. Родились они ещё до Крещения Руси, но были воспитаны в христианской вере и благочестии, отличались добротой и милосердием.
Князь Борис получил в удел от отца город Ростов, Глеб княжил в Муроме.
Управляя своими княжествами, братья проявили мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди людей. К тому же молодые князья были искусными и храбрыми воинами.
Когда князь Владимир тяжело заболел (1015 г.), всех сыновей призвали в Киев. Согласно «Сказанию о Борисе и Глебе», составленному в середине XI века, первым в столицу прибыл Святополк. После кончины отца он утаил этот факт от других братьев и занял престол, объявив себя великим Киевским князем.
«К Борису же послал такую весть: «Брат, хочу жить с тобой в любви и к полученному от отца владению добавлю еще» – повествует сказание. Но это была ложь. Боясь потерять власть, Святополк замыслил избавиться от потенциальных соперников, хотя Борис и Глеб не имели намерения оспаривать права старшего брата на княжение в столице, и тем более затевать междоусобицу.
Узнав о смерти отца, князь Борис сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но смиренный Борис, уже зная о готовящемся покушении, распустил войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца».
Святополк, не веря в отказ брата от престола, подослал к нему убийц. Борис не стал уклоняться от своей участи и смиренно принял кончину.
Святополк уже не мог остановиться. Он хотел избавиться и от второго брата. Глеб, зная обстоятельства смерти Бориса, не стал противиться посланникам брата и так же смиренно принял свою кончину.
Благоверные князья Борис и Глеб — пример христианского смирения. Они показали, что именно так, без мести и кровопролития, а смирением, нежеланием причинить вред другому стоит поступать истинно православному человеку. Они показали силу своей веры и доверия Богу и Его обетованию:
«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28).
Чудесными явлениями и помощью русским князьям и полководцам в самых тяжёлых сражениях за веру и Отечество святые Борис и Глеб вдохновляли их и приводили к победам. И нам, сегодняшним, свидетельствуют о том, что смерти нет. Подвиг может заключаться и в пролитии своей крови «за други своя», и в том, чтобы не пролить братскую кровь, проявив в какой-то ситуации великодушие, и милосердии, исполнив тем самым закон Христов.
Тропарь, глас 4
Днесь церко́вная расширя́ются не́дра,/ прие́млющи бога́тство Бо́жия благода́ти,/ веселя́тся ру́сстии собо́ри,/ ви́дяще пресла́вная чудеса́,/ я́же твори́те приходя́щим к вам ве́рою,/ святи́и чудотво́рцы Бори́се и Гле́бе,// моли́те Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.
Кондак, глас 4
Яви́ся днесь в стране́ Ру́сстей/ благода́ть исцеле́ния всем,/ к вам, блаже́ннии, приходя́щим и вопию́щим:// ра́дуйтеся, засту́пницы те́плии.